Образы на уроках Contemporary Образы на уроках Contemporary Сегодня мы поговорим об использование образов на уроках Contemporary dance. В процессе урока контемпорари я часто использую понятие образа. И не только понятие, но и, разумеется, различные образы, предлагаемые для улучшения качества движения в танце, более глубокого представления и осознания движения. Идея использования образов для улучшения движенческих навыков для некоторых учеников классов современного танца поначалу кажется неэффективной и даже странной, ведь многие привыкли к тому, что для достижения результатов нужно затратить максимум усилий. Только тяжёлые и изнуряющие тренировки приведут к желаемой цели. На деле же, очень часто такое форсирование может значительно увеличить вероятность травмы. Выстраивание тела с помощью образов хоть и более долгий, но более эффективный путь улучшения танцевальных навыков при изучении contemporary. Конечно, для того чтобы образы, применимые к движению, стали давать видимый результат и заметное влияние на организм, необходимо время. Часто, не имея достаточного терпения, многие перестают работать с этой идеей. Но давайте сравним такую работу над образом, например, с изучением иностранного языка. Мы же не станем жаловаться на неэффективность обучения — если не сможем читать книги на английском через 2 недели изучения английского языка? Необходимо работать с образом, даже если это не даёт результатов на начальном этапе. Если использовать образы систематически — они могут стать самым главным решением в проблемах выстраивания своего тела при обучении в школе современного танца. Самые привычные для нас – сенсорные образы. Когда мы слышим слово «образ» своим внутренним взором мы представляем картинку, фотографию. Но образ – не только визуальный. Он может быть в любом из органов чувств. Если представить себя стоящим под водопадом, то нас могут окружить самые различные ощущения, мы можем представлять и чувствовать воду, льющуюся вниз по телу, слышать, как шумит вода вокруг, ощутить её свежий аромат, и даже вкус. Использование всех органов чувств поможет обогатить образ, что сделает его более эффективным. Визуальные, кинестетические, слуховые, проприоцептивные, вкусовые и обонятельные – все эти образы способны помочь нам изменить наше представление о движении в современном танце, изменить качество движения. Приведём в пример некоторые из них. Визуальные образы особенно привычны в использовании. Это, например, представление пальцев, которые расширяются и удлиняются в пространстве, или образ головы, как наполненного гелием воздушного шара, устремлённого ввысь. Кинестетические образы включают в себя физическое ощущение движения в танце и не только. Например, заранее представим себе, как будет себя чувствовать тело в прыжке, до его исполнения, или представим себе, что окружающее нас пространство очень мягкое, и впоследствии можем проследить изменения в теле. Тактильные образы тесно связаны с кинестетическими образами, и их часто совмещают, называя тактильно-кинестетические. Но чисто кинестетические образы не только те, что выявлены на ощупь, что является необходимым для тактильного образа. Если вспомнить момент, когда преподаватель современного танца поправляет что-то, непосредственно прикасаясь к вам, то потом можно воспроизвести в памяти этот процесс, вспоминая тактильные ощущения, и делать это до тех пор, пока образ не укрепится в сознании. Работа с партнёром также помогает закрепить конкретный тактильный образ. Использование их применимо к любым ситуациям, для расслабления, например, в совершенно любом месте можно представить руки, массирующие вас. Слуховой образ. Танцоры, например, часто могут слышать «воображаемую мелодию» работая над определённой последовательностью движений. Жаклин Вилламил, преподаватель балетного танца и специалист анализа движения Лабана, однажды предложила аудитории образ восходящей гаммы как олицетворение движения ноги вверх. На практике, вы можете «услышать» натяжение вашей оси и представить, будто это мощный гейзер. Образов огромное множество, и они широко используются на моих классах контемпорари, позволяя даже тем, кто только знакомится с современным танцем, уже на самых первых порах быть более «подробным» в исполнении движения, более точным и выстроенным, и также со временем устранить проблемы с осанкой. И самое главное в этой практике – это всего лишь желание работать с этой идеей, быть внимательным к себе и терпеливым. Ежедневно, на классах современного танца, работая с теми или иными образами, я всё больше убеждаюсь, что это работает! Продолжая тему использования образов на уроках contemporary dance, хочется привести еще несколько классификаций. В зависимости от цели урока, используется тот или иной тип. Каждый образ тщательно выбирается для ученика, в зависимости от его задач. Прямые и косвенные образы. Вы используете прямой образ, когда представляете себе пальцы, расширяющиеся в пространстве. Косвенный образ — это метафора; когда внешнее событие или объект проецируются и используются для разъяснения процесса или движения. Когда вы представляете, как вращаются ваши лопатки при движении рук вверх, вы используете прямой образ. Когда вы представляете свои лопатки как колёса, вы используете косвенный образ. Представление руки, движущейся сквозь пространство, прорезая его — прямой образ. Представление, что рука – это меч, который прорезает пространство, является косвенным образом. Конкретные и абстрактные образы. Такой образ, как растяжение резинки является конкретным, в то время как представление чего-то неприятного, что толкает вас вниз, является абстрактным. Абстрактные образы легко позволяют разрабатывать их содержание. Они психологические и напрямую зависят от потока вашего воображения. Конкретные образы фиксированы. Например, каждый может представить себе змею, несмотря на то, что змеи имеют разную длину и цветовые узоры. Когда мотивацией для танцора служит некая «сила», которая тянет их в одно и то же место на сцене, он представляет себе абстрактную картинку. Внутренние и внешние образы. Образы также можно классифицировать по тому, где они находится. Вспомните, как дети могут трансформировать свою внешнюю реальность, вызывая в воображении воображаемый лес или пляж. В процессе урока современного танца вы можете поместить образ внутрь вашего тела, на поверхность вашего тела, в пространство, окружающее вас, в более широкое от вас пространство, во всё пространство зала, и даже охватить весь мир. Внутренние образы Это образы, которые улучшают выравнивание, такие как визуализация центральной оси внутри вашего тела. Внутренние образы также могут быть использованы, чтобы изменить качество вашего движения в процессе обучения contemporary dance. Например, понаблюдайте, что произойдет, если начать двигаться с представлением, что вы сделаны из сиропа. Много интересных образов могут быть изучены в этой области, таких как воображаемый ветер, дующий внутри вас или представление, что вы наполнены водой. Внешние образы могут также изменить выравнивание тела и энергию. Потому что в процессе урока современного танца вы можете мысленно перенести себя куда угодно и осознать, что начали смотреть, чувствовать и двигаться по-другому. Пример внешнего образа: огромный самолёт – маленькая комната. Представьте себя на огромном самолете, на рассвете. Вы можете видеть и чувствовать солнце, поднимающееся над горизонтом. Затем представьте себя застрявшим в маленькой комнате без окон. Обратите внимание, как эти образы повлияют на вашу осанку, выстраивание и даже дыхание. Джеральд М. Эпштейн в своей книге «Исцеление Визуализацией» рассказывает о сращивании кости с использованием образов. Процесс занял три недели вместо ожидаемых трех месяцев. Он просил пациента визуализировать концы костей связанными вместе в течение трех минут, каждые три-четыре часа. Удивительно, но нет никакого научного объяснения этому резкому увеличению скорости восстановления, хотя были зарегистрированы многие подобные случаи. Образы широко используются в спортивной психологии, чтобы нарисовать яркую картину цели, которую вы хотели бы достичь, так как будто она уже достигнута. Эти образы могут быть как внутренние, так и внешние, например толпа аплодирующих вам людей, или ваше внутреннее ощущение, как бы ваше тело могло чувствовать себя в момент, когда вы добились успеха. Двумя из первых высококвалифицированных спортсменов, которые применяли образы в своей практике, были французский лыжник Жан Клод Килли и прыгун в высоту Дик Фосбери. Килли представлял себя скатывающимся на лыжах вниз по склону, видя все неровности и изгибы и планируя точно, как он пройдет свою дистанцию. Фосбери визуализировал себя проходящим высоту, которую он выбрал. Используя подобную технику, танцор мог бы представлять рутинный танцевальный класс простым и непринужденным, или проходить мысленно сквозную линию танца. Представление того или иного движения, действия, события может напрямую влиять на будущий успех в процессе обучения contemporary dance. Совокупность разнообразных образов даёт удивительные результаты на самых разных этапах обучения, будь то начальный уровень или профессиональный класс.