Термины преимущественно на английском языке, так как джаз произошел из США.
№ | Джазовый термин | Расшифровка на русском языке | Разъяснение |
1. | 3-й позиция- обе руки скрещены перед грудью. 4-й позиция- одна рука над головой, другая в сторону. 5-й позиция- это 3-я позиция классического танца. | ||
2 | Jazz Dance second вовне. Jazz heand | Джаз танец секонд. Положение руки с напряженными, расставленными пальцами рук. | Выделяются позиции Jazz Dance second вовне. Плечи рук отводятся в стороны под углом 45 градусов относительно корпуса. Предплечья раскрываются в стороны параллельно полу, пальцы растопырены. |
3. | Jazz Dance second вовнутрь. | Выделяются позиции Jazz Dance second вовнутрь. Плечи рук отведены в стороны , предплечья от локтя поворачиваются вовнутрь к груди. Ладони перед грудью. | |
4. | Jazz Dance Fifth | В джаз-танце также задействованы кисти рук. Обычно кисть направлена вперед, но может быть опущена вниз и отведена назад. | |
5 | Jerk Position | Плечи рук отведены назад, а предплечье – вперед. Кисти и пальцы расслаблены. | |
6. | Arhc | Арч «арка» | Положение торса с руками на 3-ю поз.( классичкский вариант) в поинте, позвоночник прогнут больше назад. Здесь применение позиции «арч», я сопоставляю с «аркой» в руках. |
7. | Позиции ног применяются и классического характера, и джазового: в основном параллельные (2-ая) | ||
8. | Auto- позиция | наружу | Применяются к позиции рук и ног; открытые, выворотные. |
9. | In- позиция | внутрь | Применяются к позиции рук и ног; закрытое положение. |
10. | Point | роинт | Вытянутое положение стопы или руки. |
11. | Flex (heel stand, ball drop, ball stand heel drop) | Флекс ( стояние на пятке, опускание стопы на подушечку, стояние на подушечке) | Сокращенное положение стопы или руки. Речь идет о движениях нагруженных стоп, heel drop начинается из положения: нагруженная подушечка стопы слегка касается пола (ball stand). Затем опускается на всю стопу (heel drop). Далее перенос тяжести тела на пятку (heel stand). В основном речь идет о вариантах следования Point и Flex |
12. | Actuation | аттукция | Движение связанное с разворотом нагруженных стоп в аут-позицию. |
13. | Adduction | аддукция | Движение противоположное аттукция |
14. | Isolation | изоляция | Каждая часть корпуса образует свое собственное изолированное поле напряжения и центр движения. |
15. | Relax | релаксация | Необходимое для изоляции соотношение напряжения и расслабления в отдельных центрах. |
16. | Contractjon | контракшен | Сжатие к центру, общее и изолированное |
17. | Release | релиз | Растяжение от центра, может быть общим и изолированным. |
18. | Collapse | Коллапс — позиция корпуса (разрушение, изнеможение) | позиция Коллапса означает, что верхняя часть корпуса до талии вместе с головой более или менее наклонены вперед, колени также согнуты, таз может свободно выступать назад. |
19. | Coordination | координация | Если одновременно изолируются и активизируются несколько центров. Это является вершиной африканской эстетики танца, т.к. посредством ее из отдельных изолированных движений возникает новый образ движения. |
20. | Combination | комбинация | Фигура, сделанная посредством нескольких движений вокруг одного центра. |
21. | Opposition и parallelisms | Оппозиция и параллельность | Различные центры могут двигаться в одном направлении, т.е. параллельно, как и в разном – оппозиционно. |
22. | Impulse | импульс | Изолированный центр вовлекает в движение другой центр. Сначала движется один центр и только затем приводиться в движение другой центр. Вариант координации. |
23. | Multiplication | мультипликация | Это явление параллельной техники изоляции. Как при помощи изоляции корпус распадается на свои центры, так и при мультипликации «целостное простое движение» распадается на несколько движений. Мультиплицированный шаг (стэп) называется дубль. Если вводятся два движения, то это триплет. Возможно и дальнейшее увеличение. |
24. | Shake | Шейк (трясущие движения плеч и спины) | Это пример импульса. Вызывается шейк вращением лопаток. Эти импульсы далее вызывают движение шейка в грудной клетке и спине. Постепенно начинается сотрясаться корпус. В африканском танце – это явный признак того, что танцор достиг состояния экстаза. |
25. | Bump | Толчок таза вперед | |
26. | Droop | Дроп (падение или уронить голову или руки) | Падение в расслабленном виде всего корпуса , либо его отдельных частей тела |
27. | Rises | Риз (давить) | |
28. | Rouch | Двигать, толкать. | |
29. | Slides | Слайд (скольжение) | Ровное скольжение на нагруженной ноге или обеих ногах одновременно. Движение начинается от бедер наружу с согнутыми коленями, и поза коллапс сохраняется. |
30. | Body | Боди (корпус,тело) | Применяется к туловищу , когда верхняя часть туловища и колени согнуты. |
31. | Body roll | Боди ролл (рулон) . Волнообразное движение всем телом. | Туловище как бы сворачивается в рулон, начиная с головы, плечи, пояс на согнутых коленях, руки опущены вниз в положение Droop. |
32. | Kick | Кик. Удар ногой или пинок. | Можно применять в различных комбинациях(очень похоже на jete в классике), отличие – не только вытянутая стопа( Point), но и сокращенная (Flex ). Бросок ноги через пассе в любом направление. |
33. | Rubberlegs. | «Резиновая нога» | Это движение известно как движение «чарльстон». При этом оба бедра, оба колена и обе стопы поперем енно поворачиваются вовнутрь и наружу. Популярно выражаясь, преувеличенное «О» в ногах чередуется с преувеличенным «X». |
34. | Walking turn | Валкинг тур. Поворот с шагом | Здесь можно рассмотреть несколько видов туров, хотя в джазе применяются только два вида поворотов. 1.Одна нога при повороте не отрывается от пола. 2. Обе ноги в повороте отрываются от пола. Валкинг тур – обе стопы в нейтральной позиции ног 1-й шаг – правая нога делает шаг вправо, 2-й шаг правой стопы с поворотом, левая стопа перекрещивается с правой с переносом тяжести на левую и тот час делается поворот на левой стопе. |
35. | Skipping turn | Скипинг тур. Поворот с прыжком | Скипинг тур состоит из шагов и прыжка ( hop). Шаг – правой ногой вправо, нп ней подскок. Левая стопа ставится крестом перед правой и с поворотом идет подскок на левой ноге, шаг правой ногой и подскок или прыжок. |
36. | Pivot turn | Пивот тур. Поворот на месте | В джаз пируэтах обе ноги согнуты в коленах, правая нога – опорная, левая – рабочая – перед правым коленом. Верхняя часть корпуса в коллапсе, голова опущена к груди. Руки во 2-й поз., или перед грудью. Тур проводится вправо или влево как в классике. |
37. | Air turn | Эр тур. Поворот в воздухе | Это прыжки в повороте, прыжок на одной ноге, прыжок с одной ноги на другую, отталкивание двумя ногами и приход на две ноги. Ноги в повороте согнуты и положение коллапс сохраняется. В сценической хореографии возможно использование классических пируэтов. |
38. | Thrust | Труст. Толчок ногой | |
39. | Kick step | Кик стэп. Шаг с ударом. | |
40. | Swing | Свинг. (раскачивание тела и его частей) | Раскачивание тела и его частей, например, |
41. | Head tiff Head trust Head accent | Толчки, броски и акценты головой. | Все движения головы могут исполнятся медленно и непрерывно, а также быстро и толчкообразно. Связк4а наклонов, подъемов, поворотов, например, голова опускается вниз, поворачивается вправо, наклоняется назад, поворачивается влево и возвращается в положение прямо. |
42. | Sundari | Зундари. | Перемещение всех шейных позвонков в сторону, назад, и вперед. Это движение пришло из индийского танца. Голова в положение прямо неподвижна, активны только шейные мускулы, они расслабляются или сокращаются. |
43. | Twist | Твист. Изгиб. | Любое движение, связанное с изменением направления движения. Например: одно плечо вперед, другое назад. Но движение красиво выглядит, когда находишься на низком уровне повороты торса вправо или влево (закрутка в спираль), как бы хочешь дотянуться до самой дальней точки. |
44. | brash | Браш. Шаркание изолированной | Вынос ноги на носок на 45* или 90*, аналогично батману. Можно применять в различных комбинациях. |
45. | Let auto | Лей аут. | Подъем прямой ноги без изоляции торса, торс параллелен полу. . Можно применять в различных комбинациях. |
46. | Ketch step | Кеч стэп. Шаг. | Разновидность шага,( три шага на месте) при котором вес тела перемещается с одной ноги на другую, на без движения вперед. Простая (основная) форма: левая стопа вперед, правая — сзади, нагружена, левая стопа с нагрузкой на месте. Шаги выполняются на согнутых коленях и коллапс. |
47. | Step boll chinch | Степ болл ченч. | Шаг, полупальцы, перемена, движение аналогично па де буре классического танца. |
48. | Flat beck | Флэт бэк. Плоская спина. | Группа наклонов торса, все центры торса находятся на одной прямой, синоним Тейбл топ. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
49. | Table top | Тейбл топ.«поверхность стола» | Синоним Флэт бэк обычно обозначает наклоны торса вперед. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
50. | Limbo | Лимбо. | Наклон торса назад с любого уровня так низко, что исполнитель почти касается плечами пола. |
51. | Stretch | Стрейтчинг. Растяжка. | Группа упражнений связанная с растяжением мышц тела. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
52. | Teach | Тач. Шаг. | Приставление ноги без веса тела. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
53. | Flat step | Флэт степ. Шаг. | Плоский шаг ,шаг полной стопой с согнутыми коленями. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
54. | Jamb | Джамб. Прыжок. | Прыжок с двух ног на две ноги по различным позициям. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
55. | Hop | Хоп. | Шаг подскок. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
56. | Lip | Лиип. | Прыжок с одной ноги на другую. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
57. | Pooch | Пуш. | Толчок любой частью тела. |
58. | Dip body bend | Дип боди бенд. | Глубокий наклон вперед ( тело наклоняется ниже 90*) Применяется в тренаже и в комбинациях. |
59. | Jazz oak | Джаз уок. | Общее название всех джазовых шагов. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
60. | Roll daunt | Ролл даун. Рулон. | Наклон торса вперед, начиная с головы, тело как бы сворачивается в рулон. Применяется в тренаже и в комбинациях. |
61. | Roll app. | Ролл ап. Рулон. | Подъем торса после Ролл даун; Подъем начинается от поясницы и последней поднимается голова. Применяется в тренаже и в комбинациях. |