Архив рубрики: История развития

Философская и психологическая концепция дунканизма Айседора Дукан

a51a0b3d3020b1b85b1e40d6c971a03ebc5f6c144318158Эта статья об искусстве танца, а именно об Айседоре Дукан. И все-таки — о жизни и смерти. Феномен Айседоры Дункан рассматривается с точки зрения кибернетики. Этот доклад Сергей Стебаков прочел в Доме ученых перед показательными выступлениями последователей танцевальной школы Айседоры Дункан в 1992 г.

Подавляющее большинство людей, которым известно о том, что на свете была Айседора Дункан, знает, что она танцевала босиком и что у нее было что-то с Есениным. Вот и все. Это так ничтожно мало, что не будет жаль, если они и это забудут. Читать далее

История возникновения, развития и становления contemporary

История возникновения

Контемпорари появился в танцевальных школах США и Европы в 60-х годах XX века. В СССР же возникает лишь в 80-х годах. Благодаря его знаменитым основоположникам сразу стал пользоваться популярностью среди ценителей танцевального искусства. Сам танец появился как синтез классического балета, йоги, а главное, техники импровизации.

Основоположники

Когда-то молодую танцовщицу Айседору Дункан, отрицавшую классический балет и создавшую впоследствии современный танец, основанный на древнегреческой пластике, упрекали в отступлении от истинной танцевальной школы. Однако девушка не поступилась своими принципами и стала одной из самых знаменитых танцовщиц мира. Рассказывая о своем новаторском стиле танцевального искусства, она утверждала, что «нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза „красота линий“ сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Таким образом, именно Айседора положила начало танцу, главная задача которого — научиться слышать свой внутренний голос и выражать его с помощью тела. Однако, несмотря на успехи Дункан, направление контемпорари начало развиваться лишь спустя более 30 лет после ее смерти. Помимо Айседоры Дункан в развитии данного направления поучаствовали и известные танцовщицы Мари Рамбер и Марта Грэм, а также хореографы Рудольф фон Лабан и Мерс Каннингем.

Искусство исполнения и философия контемпорари

Контемпорари — это не просто искусство, это способ успокоения нервов и погружения в состояние полной гармонии. Танец может исполняться под любую музыку, ведь главное в нем — выразить через пластику свое душевное состояние и получить от исполнения удовольствие. Исполняя контемп, танцор также не должен следовать никакому заранее продуманному плану, надо лишь слушать музыку и импровизировать. Еще одно условие контемпорари, которое установила сама Айседора Дункан, — это исполнение его босиком. Контемпорари призван не только отвлечь человека от повседневных проблем, но и научить его понимать свое тело, владеть им и регулировать с помощью пластики свои чувства и эмоции, ведь неслучайно Дункан говорила: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величавого отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., это отразится воспитывающее на его сознании, на его душе».

Значительный вклад в развитие контемпорари сделали такие танцоры и хореографы как Ruth St. Denis, Doris Humphrey, Mary Wigman, Paul Taylor, Rudolph von Laban, Martha Graham, Loie Fuller, Jose Limon, Marie Rambert, Merce Cunningham, и даже музыканты Francois Delsarte и Emile Jaques-Dalcroze, произведения которых вдохновляли и звучали в постановках и на уроках контемпорари.

Практически все вышеперечисленные личности считаются основоположниками танца modern, именами многих названы созданные и развитые ими техники, но без их участия contemporary dance как таковой не приобрел бы свою современную форму.

В XXI веке стиль контемпорари не только не утратил своей актуальности, но и стал одним из самых развитых, популярных и коммерчески успешных танцевальных стилей: его изучают в высших учебных заведениях и танцевальных студиях по всему миру, ставят в современных и классических театрах, а также на популярных телешоу.